Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 499-504 опубликовано: 11 августа 2023г.


Содержание

ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

История

(Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. (в 4 км к северо-западу от совр. дер. Посад Новгородского р-на и обл.), у р. Вишеры.

Основан, вероятно, архим. Харитоном. В Житии Новгородского свт. Ионы Отенского говорится, что он принял постриг «в пустыни рекомеи Отни архимандрита Харитона» (Повесть об Ионе // БЛДР. 1999. Т. 7. С. 234). В лит-ре XIX-XX вв. применительно к раннему периоду его существования О. м. называется «Харитоновой Отней пустынью». В 1407/08 г. архим. Харитон поставил «церковь древяну Три святители, на Красном острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 158; Т. 4. Ч. 1. С. 407; ср.: Там же. Т. 42. С. 173; Т. 43. С. 168).

Новгородское летописание сер.- 2-й пол. XV в. (но не Житие свт. Ионы) называет Харитона архимандритом киевским (т. е. киево-печерским). Нельзя исключать, что в общем протографе нескольких новгородских летописей сер.- 2-й пол. XV в. содержалось неверное прочтение «киевский» вместо «юрьевский», т. е. имелся в виду настоятель Юрьева новгородского монастыря (его настоятели по должности были новгородскими архимандритами и возглавляли черное духовенство Новгорода и окрестных обителей). П. М. Строев предполагал, что Харитон был юрьевским настоятелем (Строев. Списки иерархов. Стб. 74). Киевский архимандрит с таким именем в указанный период в источниках не значится; впрочем, имена киевских архимандритов кон. XIV - 1-й трети XV в. вообще неизвестны (Там же. Стб. 12). Между тем настоятель Юрьева мон-ря по имени Харитон имеется в списке новгородских архимандритов сер. XV в. (НПЛ. С. 475; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627), но остается невыясненным вопрос о его отождествлении с архимандритом нач. XV в. Следует отметить, что под 1410 г. в Новгороде впервые упоминается архим. Варлаам; до него архимандритом мог быть именно Харитон, ушедший затем в основанную им пустынь. Имя Харитона приводится в отенском синодике XIX в. (ОР НГОМЗ. КП 30056-266. Л. 24 об.).

Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
В 1419/20 г., по сообщению новгородского владычного летописания, «поставлены быша две церкви древяны, святы Никола, в Ионине (в Новг. IV летописи: Оттне.- М. П.) пуст., и святый Онуфрей, на Красномь острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 172; ср.: Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 427). В источниках получила распространение т. зр., согласно к-рой О. м. изначально был основан на месте, называвшемся «Красный остров», о чем свидетельствует существование впосл. монастырских престолов во имя Трех святителей, прп. Онуфрия и свт. Николая Чудотворца (менее вероятен перенос престолов из пустыни, основанной архим. Харитоном на Красном острове, на место буд. О. м.).

Важный этап в истории О. м. связан с деятельностью его постриженика игумена свт. Ионы Отенского, как свидетельствует его Житие (датируется исследователями периодом от посл. трети XV до 1-й трети XVI в.), ставшего игуменом этого мон-ря. Уже под 1420 г. О. м. летописец называет Иониной пуст., однако скорее всего это указание владычного летописца на место пострижения свт. Ионы, а не на время его игуменства в мон-ре. 1 февр. 1459 г. свт. Иона был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, будучи игуменом новгородского Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в Неревском конце (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). Новая деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной была возведена в О. м. «повелением и тщанием» (т. е., очевидно, на его личные средства) нареченного владыки в 1458 г. (Там же. Стб. 198). Появление в мон-ре трапезной (или ее строительство в камне вместо деревянной) свидетельствует о принятом в обители общежительном уставе.

Согласно владычной летописи времени свт. Ионы, в апр. 1462 г. его «повелением и тщанием» был заложен, а 15 авг. того же года, в праздник Успения Пресв. Богородицы, достроен каменный храмво имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 21 нояб. того же года свт. Иона и игум. Симеон его освятили. В 1468 г. по повелению свт. Ионы был расписан притвор этой церкви (Там же. Стб. 210, 211, 222). В позднейшей Новгородской III летописи (датируется 2-й пол. XVII в.) говорится, что в 1462 г. в О. м. были возведены также каменные ц. св. Иоанна Предтечи (видимо, являлась приделом при Трехсвятительском соборе - Секретарь. 1998. С. 329-331) и ц. прп. Онуфрия Великого (в Сказании об обретении мощей свт. Ионы о последней, однако, говорится как о деревянной, сгоревшей в пожаре кон. 60-х гг. XVI в., см.: Там же. С. 331), а в следующем году построена 2-этажная Никольская ц. с трапезной (НовгорЛет. С. 275-276; возможно, каменная Никольская ц. с трапезной была возведена только после пожара в XVI в.- Секретарь. 1998. С. 332). Сообщение этого источника о возведении каменной Трехсвятительской ц. в 1452 г., при архиеп. свт. Евфимии II Вяжицком, ошибочно (Там же. С. 274. Примеч.).

По сообщению Жития свт. Ионы, он на свои средства «многая же села покупи обители и рыбная заседаниа и въкупив и в вся монастыря вечныя вклады за ню подав сребром... Многу и велику тяжесть имениа ту истощи и малу сущу обитель велику сотвори» (Повесть об Ионе // БЛДР. Т. 7. С. 240). Во время пребывания в Москве (очевидно, до 27 марта 1462, когда скончался вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный) святитель добился выдачи О. м. иммунитетной грамоты (не сохр.): «...прошение предложи у обою князю (имеются в виду великие князья Василий II и его старший сын и офиц. соправитель вел. кн. Иоанн III Васильевич. - М. В. П.) монастырю своему управити суди, да снабдим будеть от насила многих и от самех наместников их и сами, и поселяне, и работницы монастырьские все да не судимы будут»; тем самым свт. Иона «взыска Отни пустыни свободу в векы» (Там же. С. 246).

В нояб. 1470 г. свт. Иона был погребен в храме во имя св. Иоанна Предтечи. Незадолго до смерти он составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (Там же. С. 252). Гробница святителя с его нетленными мощами стала почитаемой, к ней совершались паломничества. В Похвальном слове свт. Ионе, написанном прп. Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся до 1571 г. по молитвам к свт. Ионе.

Согласно посланию 1526-1527 гг. архиеп. Новгородского свт. Макария (впосл. митрополит Московский) к вел. кн. Василию III Иоанновичу, общежительный устав в О. м. был введен в то же время, что и в Юрьевом, Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастырях (ДАИ. Т. 1. № 25. С. 23). Тем не менее общежительный устав в О. м. определенно был принят уже к кон. 50-х гг. XV в. В 30-х гг. XVI в., очевидно, потребовалось восстановить его в ряде новгородских монастырей.

В 1558 г. (по др. данным, в 1571/72) в О. м. скончался и был погребен рядом со свт. Ионой прп. Зиновий Отенский. В мон-ре он сочинял полемические тексты и занимался перепиской книг, пользуясь книжным собранием О. м. и пополняя его. Б-ка обители в полном составе не сохранилась. Имеются разрозненные сведения об имевшихся в ней экземплярах, напр., о Поучениях Григория, папы Римского (рукопись 1519 г.), переписанных по повелению игум. Варлаама, или о «Толковом Апостоле», с к-рого царь Иоанн IV Васильевич Грозный в 1554 г. приказал сделать список. В НГОМЗ хранятся неск. синодиков из О. м. 1-й пол. XIX в., по крайней мере один из них (НГОМЗ. № 11043) был переписан с древнего оригинала (см.: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам // ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. С. 37-38).

При митр. Московском и всея Руси Кирилле III (1568-1572) храм во имя св. Иоанна Предтечи сгорел во время пожара, начавшегося в трапезной О. м., но мощи свт. Ионы удалось чудесным образом спасти. По благословению Новгородского архиеп. свт. Пимена (Чёрного) церковь была возобновлена и не позднее нач. 1570 г. освящена архиепископом. Вероятно (несмотря на отсутствие прямых сведений в источниках), О. м. был разорен во время опричного разгрома Новгорода и окрестностей в кон. 1569 - нач. 1570 г. Видимо, именно этим объясняются последующие щедрые вложения царя Иоанна IV Васильевича в О. м., в т. ч. драгоценной богослужебной утвари. Во время пребывания в Новгороде в 1572 г. (в исследованиях XIX в. нередко ошибочно указывается 1574 г.) царь пожертвовал О. м. при игум. Дионисии 2644 р. 4 алтына и 4 деньги (ПСРЛ. Т. 30. С. 194; НовгорЛет. С. 121). 25 марта 1574 г. по его повелению О. м. были дарованы сребропозлащенный потир (ГРМ) с надписью о том, что он изготовлен «от его царских скровищ», а также серебряные звезда, лжица и дискос (Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 197). Потир украшен гравировкой; в 5 обрамлениях представлена композиция Деисуса; на др. стороне изображен Голгофский Крест. Вероятно, в этот же период царь Иоанн IV выдал обители жалованную грамоту, подтвержденную царем Феодором Иоанновичем (грамота утрачена в 1614).

В Писцовой книге Обонежской пятины 1583 г. отмечены принадлежавшие О. м. в Дмитриевском погосте на р. Капше «2 деревни пустых» с 6 дворами, «пашни перелогом 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена ставилось 40 копен, в пусте обжа», в Климецком погосте «в Колбегах» деревня «в Одинцах на речке», в Михайловском погосте «в Черной» деревня «на речке на Долочерне, двор пуст и пашни перелогом». В Никольском погосте на р. Мсте О. м. имел 4 деревни, в к-рых было «14 дворов живущих, да 9 дворов пусты», в Мытенском погосте на р. Вишере владел подворьем с деревянными церквами в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца и 4 дворами причта и пашней, а также дер. Влушки (Писцовые новгородские книги 7090 и 7091 гг. / Предисл.: И. Д. Беляев // ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 74, 93, 102, 113-115).

9 марта 1600 г. в О. м. случился пожар, но мощи свт. Ионы сохранились невредимыми. О. м., как и многие новгородские церкви и мон-ри, пострадал во время швед. оккупации Новгорода (1611-1617). 27 июля 1613 г., т. е. после избрания в Москве на Российский престол царя Михаила Феодоровича, отенский игум. Дионисий подписал «приговор» Новгородского митр. Исидора, представителей новгородского духовенства и монашества, воеводы кн. И. Н. Одоевского и новгородских земских чинов о делегировании в Выборг уполномоченных для предложения швед. принцу Карлу Филиппу сесть на престол «Ноугородцкого государства». О случившемся вскоре изменении политических взглядов отенского игумена свидетельствует тот факт, что до 12 янв. 1614 г. игум. Дионисий «с товарыщи» был послан митр. Исидором и кн. И. Одоевским в Москву, о чем не было сообщено швед. правительству (ДАИ. Т. 2. № 4. С. 7; № 11. С. 25).

В 1614 г., согласно грамоте царя Михаила Феодоровича 1617 г., швед. войска, отступавшие из-под Тихвинского посада, О. м. «разорили и церковное и монастырское всякое строение выграбили и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли» (ИРИ. Ч. 5. С. 403).

По росписи новгородских церквей 1615 г., в «Отни пустыни» имелись 4 каменных храма: Трех святителей, «Иона архиепискуп, Ануфрий Велик(ий) и Петр, да в трапезе Никола чюдотворець» (Анкудинов. 2008). Подробные сведения о состоянии обители после швед. оккупации имеются в описи Новгорода 1617 г.: в О. м. находились церкви Трех святителей («глава и плечи побиты тесом, внутри престол порушился и стены разломаны»), свт. Николая Чудотворца с трапезной («главы нет, плечи побиты тесом и трапеза крыты тесом... у трапезы погреб каменной обрушился»), св. Иоанна Предтечи («глава и плечи побиты тесом, внутри разорен весь и стены розломаны»), прп. Онуфрия Великого («глава не покрыта, плечи побиты тесом, внутри розорен весь»), 3 кельи и каменные ворота. В обители проживали 3 монаха и 3 «служки». Отмечалось, что близ О. м. «ограды и садов и пашни и рыбных тонь никакова угодья нет», в Мытенском и Волотовском погостах О. м. принадлежали 3 крестьянина и 3 бобыля, выращивавшие рожь и овес на монастырской земле (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 106-107).

6 июля 1617 г. О. м. был возобновлен по грамоте, выданной игум. Дионисию царем Михаилом Феодоровичем (заменяла прежнюю жалованную грамоту, утраченную в 1614). 21 февр. 1622 г. грамота была подтверждена патриархом Московским и всея Руси Филаретом (Романовым). Мон-рь вновь получил судебный (кроме «духовных дел») и податной иммунитет, а также был освобожден от ряда пошлин - ямской, по предоставлению подвод и проводников царским гонцам и проч. Кратко указаны его владения: села и деревни в Обонежской и Деревской пятинах, дворы в Новгороде и Русе, «да в Русе же их монастырские варницы... их деревень угодья рыбныя ловли от Некмуксе на Чембе до Колмовского монастыря межи...» и др. (ИРИ. Ч. 5. С. 402-416).

В 1620-1621 гг. по указу царя Михаила Феодоровича «велено в Отне пустыне монастырьское и церковное строенье делати по сметной росписи, а денги давати из государевы казны из дворцовых доходов. А чего дворцовых доходов недостанет, и на то строенье денги велено давать из государевых же из ноугородцкиих из четвертных доходов... На то монастырьское и на церковное дело за всякие запасы и мастером от дела дати всего 172 рубля 20 алтын 2 денги» (Опись Новгорода 1617 г. 1984. Ч. 2. С. 276). В царской грамоте Новгородскому митр. Макарию на владение вотчинами (1623) относительно церквей в монастырских селах, в т. ч. принадлежавших О. м., говорилось, чтобы впредь вопреки сложившемуся на основе прежних жалованных несудимых грамот обычаю «с тех церквей подъезд, и десятина, и всякия церковные пошлины имати в Софейскую казну, по старине и по казенным книгам, а не в монастыре» (ААЭ. Т. 3. № 139. С. 199).

6 мая 1662 г. по грамоте царя Алексея Михайловича к О. м. был приписан новгородский пригородный Космодамианский мон-рь; игум. Евфимий с братией обязан был построить в нем церковь (ИРИ. Ч. 5. С. 416-418). После большого пожара, случившегося 13 сент. 1699 г., О. м. оказался на грани запустения. 12 марта 1706 г. по распоряжению митр. Новгородского Иова О. м. был частично приписным к Новгородскому архиерейскому дому; мон-рем заведовал архим. Тихон (см. текст грамоты: Токмаков. 1897. С. 69-70), а в 1727 г. полностью приписан к нему в числе других пришедших в упадок обителей. 14 апр. 1730 г. в обители вновь случился пожар, к-рый значительно повредил все постройки, от нек-рых из них остались только стены.

В 1763 г. упоминается настоятель О. м. архим. Епифаний, переведенный впосл. в новгородский в честь Сошествия Святого Духа монастырь. Однако в 1743 г. настоятель обители Варсонофий назывался игуменом (ИРИ. Ч. 5. С. 402). В 1744 г. к О. м. были приписаны 727 крестьян, в 1764 г.- 732 крестьянина, монастырю принадлежали 709 дес. земли. В 1764 г. причислен к 3-му классу с игуменским управлением. В 1783 г. игуменом обители был Афанасий (Волховский; впосл. епископ Могилёвский и Полоцкий).

К кон. XVIII в. помимо храмов в О. м. были построены настоятельские кельи при Никольской ц., 4 двухэтажные братские кельи, невысокая каменная ограда с 3 сторон, кроме северной, имевшая 3 угловые башни; с юж. стороны, рядом с братскими кельями, находились ворота. В 1800 г. большая часть построек О. м. была разобрана. При игуменах Мефодии, Захарии и Мисаиле в обители производились масштабные строительные работы. Был возведен новый большой теплый собор, освященный 30 янв. 1804 г. еп. Старорусским Михаилом (Десницким). Собор имел 3 придела: в средней части - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящен тем же епископом 30 янв. 1808), в южной - во имя прп. Онуфрия Великого (освящен клопским игум. Герасимом 16 июля 1809); сев. придел - во имя свт. Ионы Отенского. В 1803 г. в соборе в одной из 2 арок между Трехсвятительской ц. и Ионинским приделом, над захоронением свт. Ионы (мощи почивали под спудом), была устроена на каменном помосте бронзовая позолоченная рака с резной позолоченной сенью. В обители хранился почитаемый покров с раки свт. Ионы, украденный шведами в 1614 г. и впосл. выкупленный ладожским купцом Шаровым, а затем доставленный в мон-рь. В соборе с нач. XIX в. хранилась почитаемая как чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В нач. XIX в. были сооружены настоятельские покои, братские кельи с гостиницами, кухни, кладовые и погреба, хлебный амбар, каретный двор, сараи вдоль всей зап. ограды. С вост. стороны был посажен фруктовый сад и выкопан пруд для разведения рыбы. С севера, запада и юга были построены проездные ворота. За оградой находились ветряная мельница голл. типа и скотный двор. К сер. XIX в. за версту от О. м. стояла часовня (построена церковным мастером маляром Романом Семёновым) с неглубоким колодцем внутри, по преданию, выкопанным свт. Ионой в память об избавлении от морового поветрия. В срубе колодца находился деревянный крест с распятием, там же имелся иконостас с неск. иконами (Пресв. Богородицы с предстоящими мц. Акилиной и блгв. кн. Романом, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца), а также образы на холсте в рост свт. Ионы Отенского и прп. Онуфрия Великого.

Архим. Иларий, переведенный в О. м. из Антониева Дымского мужского монастыря и возглавлявший обитель в 1852-1859 гг., составил «Историко-статистическое описание Новгородского Отенского монастыря» (ОПИ НГОМЗ. № 12087. Л. 251-312 об.; не изд.). Он отмечал удаленность от населенных пунктов и труднодоступность О. м.: «...вокруг Отни местность очень глухая; ни проездных дорог, ни близкого поселка. Монастырь углубился среди лесов, густых зарослей и живет отдельной отшельнической жизнью. Истинный монах, стремящийся к посту и молитве, найдет здесь полное уединение, стряхнет суету мирскую, оставит всякий помысел о внешней жизни» (цит. по: Секретарь. 1998. С. 325). С 1894 по 1919 г. иноки вели «Летопись Отенского монастыря» (ОПИ НГОМЗ. № 11778. Л. 1-44; см.: Петров М. Н. 2000. С. 32-34).

К 1908 г. в обители проживали игумен, 10 монахов и 20 послушников. В мон-ре имелся собор Рождества св. Иоанна Предтечи (с 2 приделами: прп. Онуфрия Великого и Трех святителей), под «одним кровом» с которым находился теплый храм свт. Ионы Отенского. Отдельно стояла холодная ц. свт. Николая Чудотворца (XV в.). 5 нояб. отмечался день преставления свт. Ионы, 9 марта праздновалось обретение его мощей. В т. н. ильинскую пятницу (в пятницу перед днем памяти прор. Илии) совершался крестный ход из Новгорода и из ближайших деревень в О. м., из обители он направлялся в часовню у колодца, где служили водосвятный молебен. 26 июня проводился крестный ход вокруг мон-ря.

В 1918 г. О. м. возглавил его постриженик 76-летний иером. Иона, выпускник Новгородской ДС. В составленной в том же году ведомости со сведениями о монашествующих, послушниках и хозяйственной деятельности О. м. отмечалось, что монастырь владел 31 дес. пахотной земли в Новом сельце и Новинке, а также ок. 80 дес. покосной земли. Капитал обители составлял 1096 р. 15 к. наличными деньгами. В монастырской б-ке числились 553 книги, в т. ч. рукописные. В О. м. жили 8 монашествующих, включая игумена, и 5 послушников. Согласно «Летописи...», в мае 1918 г. крестьяне дер. Посад пытались реквизировать монастырскую землю, опираясь на решение Новоселицкого волостного совета; «по поводу этой бумаги настоятель и братия, собравшись вместе, вышли к крестьянам... и с Божией помощью, молитвами заступника нашего святителя Ионы устыдили заблудших овец стада Христова, и последние, так настойчиво желавшие реквизировать монастырскую всю землю и даже имущество монастыря, устыдились и решили взять в свою пользу только три пожни и сельцо с вспаханной уже монастырем землей» (цит. по: Петров М. Н. 2000. С. 33).

4 дек. 1918 г. «граждане сельских местностей сел. Руссы Подборецкой волости» (всего 14 чел.) составили прошение, адресованное властям, о необходимости сохранения обители, поскольку «привыкли к ее монастырскому богослужению и благолепию монастырских храмов и посещению крестных ходов»; они заявляли, что храмы, имущество монастыря и братию возьмут под свою защиту и охрану (Жервэ. Отенский мон-рь. 1997. С. 287-288; Она же. 2001. С. 208). 5 марта 1919 г. О. м. был преобразован в сельскохозяйственную коммуну, к-рую возглавили назначенный Синодом игум. Феодосий (Ɨ 1934) в качестве председателя коммуны и казначей иером. Герман. 16 марта, согласно «Летописи...», «монастырское хозяйство перешло в ведение советской власти» (Петров. 2000. С. 34). Была составлена подробная опись имущества, находившегося в мон-ре. В 1922 г. комиссия, состоящая из музейных экспертов, отметила наличие в монастыре 17 предметов XVII-XIX вв. (потиров, напрестольных крестов, Евангелий, окладов и дарохранительниц), а в 1923 г., когда в О. м. оставались только 3 чел., включая игум. Феодосия, обнаружила, что предыдущий список неполон, и зафиксировала пропажу части церковной утвари. В янв. 1928 г. О. м. был закрыт, Ионинская ц. стала приходской. Общине, насчитывавшей 112 чел., церковь с 2 часовнями передавалась в бессрочное и бесплатное пользование с обязанностью брать на себя все текущие расходы.

19 февр. 1930 г. постановлением начальника Бронницкого райотдела, подтвержденным президиумом окружного исполкома 29 марта, приход (под предлогом отсутствия желающих взять здание в аренду) был упразднен, монастырское имущество музеефицировано или передано в с. Бронница. В том же году при бывш. монастырской Никольской ц. был организован приход из 26 жителей близлежащих деревень во главе с архим. Феодосием и игум. Ионой. 10 июня 1934 г. постановлением президиума Леноблисполкома приход был ликвидирован, постройки монастыря переданы колхозу «Переселенец». Здания О. м. были разрушены во время боев под дер. Посад 4-8 дек. 1941 г., когда по частям испан. франкистской «Голубой дивизии», стоявшим в бывшем мон-ре и устроившим в нем продовольственные склады, были нанесены удары советской авиации и реактивной артиллерии («катюш») (Ковалев Б. Н. Добровольцы на чужой войне: Очерки истории Голубой дивизии. Вел. Новг., 2014. С. 142-143, 208-209, 211). На месте, где под спудом находятся мощи свт. Ионы, установлен деревянный крест. Аналогичный крест поставлен над срубом колодца, по преданию, выкопанного свт. Ионой, на месте бывш. часовни по дороге к Волхову, в километре от мон-ря. В «ильинскую пятницу» местные жители посещают эти места для поклонения.

М. В. П.

Каменный архитектурный комплекс XV в., состоявший из храма Трех святителей, ц. во имя св. Иоанна Предтечи, Никольской ц. и трапезной палаты, имеет черты сходства со зданиями, возведенными при предшественнике свт. Ионы на кафедре - свт. Евфимии II (Никольский собор и трапезная палата с ц. ап. Иоанна Богослова в Вяжищском мон-ре). Все эти постройки О. м., возможно кроме Никольской ц. и трапезной палаты, были утрачены при капитальной реконструкции обители в нач. XIX в. Тем не менее сохранившийся обмерный план мон-ря, выполненный В. С. Поливановым в 1799-1800 гг., дает представление об ансамбле (Комитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры С.-Петербурга). Трехсвятительский собор - это одноапсидный 4-столпный храм, зап. столбы показаны 8-гранными (очевидно, первоначально они были круглыми), а восточные - скругленными с востока и прямыми с запада. Храм имел притвор (на чертеже обозначен как паперть), с севера к нему примыкала колокольня. Очевидно, в XV - кон. XVIII в. здание существенно не перестраивалось. Наличие подцерковья, перекрытого накатником, а также особенности формы столбов храма роднят его с др. постройками Новгорода 60-70-х гг. XV в.- с церквами св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, ап. Иоанна Богослова в Велебицах, свт. Николая Чудотворца в Гостинополье.

Иоанно-Предтеченский храм, примыкавший к ц. Трех святителей с юга, изначально был 4-столпным одноапсидным одноглавым, сложенным в смешанной технике из камня и плинфы, его перекрытия после обрушения первоначальных каменных, были сделаны из дерева. Позже к храму была пристроена юж. апсида и в нем перестроена юж. стена.

Никольская ц., просуществовавшая в перестроенном виде до 40-х гг. XX в., пребывает в руинах (2018). Это была 2-этажная одноапсидная церковь, нижний этаж к-рой перекрывался сводами, опиравшимися на квадратный в плане столб, расположенный в центре. Помещение 2-го этажа не имело столбов в интерьере и, вероятно, было перекрыто деревянным потолком. Собственно храм располагался в вост. части верхнего этажа здания, остальную часть зала занимала трапезная для «странного народу». С запада к зданию примыкала постройка той же ширины, примерно равная по площади Никольской ц. и составлявшая с ней единое целое. На нижнем этаже здесь находились кухня, трапезная и проч., а на верхнем - сени, игуменские кельи с прихожей и кладовые. Эта часть здания была разобрана при перестройке в нач. XIX в. По мнению Л. А. Секретарь, трапезная с Никольской ц., сохранявшаяся в нач. XIX в., сооружена в XVI в. Е. А. Турова полагает, что Никольский храм с трапезной палатой практически не претерпел изменений с сер. XV в., когда был построен, согласно житийной традиции, свт. Ионой, а чертеж 1799-1800 гг. содержит достоверные сведения, позволяющие реконструировать плановую структуру храма и трапезной XV в. Турова считает, что собственно трапезная и в XV в. располагалась вместе с храмом в верхнем зале, к-рый насчитывал 11 окон в южной и сев. стенах. Пространство самого храма (в вост. направлении треть палаты) отделялось деревянной перегородкой на небольших квадратных столбиках. Верхний зал, по мнению исследователя, перекрывался деревянным сводом-потолком.

Наличие в 1-м ярусе одного столба делает маловероятной датировку всего объема церкви XV в. Совмещение в одном объеме трапезной и храма, разделенных лишь деревянной перегородкой, скорее всего является следствием переустройства храма уже в XVIII в. Вероятно, примыкавшие к храму с запада игуменские кельи представляли собой перестроенную древнюю трапезную палату, в нижнем этаже к-рой находились кухня и хлебодарня, о чем известно из сообщения о пожаре в XVI в. Видимо, одновременно с трапезной была перестроена и Никольская ц., в к-рой были ликвидированы изначально находившиеся там столбы. О двусоставности комплекса, разделенного на церковь и трапезную, говорит опись 1617 г., в к-рой упоминаются скатное покрытие храма и примыкавшие к нему палаты. Т. о., к нач. XIX в. от Никольской ц. и трапезной палаты XV в. остались только внешние стены, внутренняя же структура претерпела существенные изменения.

О строительстве в О. м. в XVI-XVII вв. известно только из ряда письменных источников: в это время появились каменная Онуфриевская ц. и св. врата. В росписи 1615 г. упоминается еще каменная ц. св. Петра (Анкудинов. 2008).

В 1800-е гг. комплекс мон-ря был перестроен - на месте церквей XV в. появился большой 4-апсидный 3-главый храм, состоявший из 2 частей, соединенных папертью. Основная часть здания была 3-престольной (центральный престол - Рождества св. Иоанна Предтечи, северный - свт. Ионы Отенского, южный - прп. Онуфрия Великого). Меньшая, сев. часть с престолом Трех святителей отделялась от основного объема каменной стеной. Никольская ц. и трапезная палата были не капитально перестроены, а лишь отремонтированы в нач. XIX в. Тогда были заново воздвигнуты жилые и хозяйственные корпуса, перестроена ограда (ИРИ. Ч. 5. С. 398-400; чертежи в НГОМЗ и КГИОП СПб). Архитектурный комплекс собора и Никольской ц., поросший деревьями и кустарником, не поставлен на гос. охрану и не изучался археологами. Частично работы были проведены на Никольской ц. в 1998-1999 гг. архитектурно-археологической экспедицией СПбГУ.

И. В. Антипов
Арх.: РГАДА. Ф. 96. Д. 7 (1617 г.); Ф. 280. Оп. 3. Д. 409. Л. 1-17; Д. 409а (1764 г.); ОПИ НГОМЗ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 40 (1902 г.); Д. 41 (Опись ризницы, 1905-1911); Д. 52 (1918 г.).
Ист.: ИРИ. Ч. 5. С. 402-418; АИ. Т. 4. № 232. С. 503; ААЭ. Т. 3. № 145. С. 209; НовгорЛет. С. 139, 170, 262, 274-276; ПСРЛ. Т. 30. С. 199; Новгородские писцовые книги. СПб., 1859. Т. 1. Стб. 407; 1868. Т. 3. Стб. 46, 199; ОДДС. Т. 3. С. 497; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1-2. (Памятники отеч. истории; 3); Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов / Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. № 48. С. 194-195; Повесть об Ионе, архиеп. Новгородском // Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 30-34; То же // ПЛДР: 2-я пол. XV в. 1982. С. 358-375; То же // БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232-252.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 394-401; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 89, 90, 634-638; Ч. 2. С. 41-42, 89, 180, 194, 204; Строев. Списки иерархов. Стб. 74-76; Зверинский. Т. 2. С. 256; Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский. СПб., 1894; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Отенского-Покровского-Трехсвятительского и Николаевского муж. мон-ря. М., 1897; Слезскинский А. Г. Отня: (Из экскурсий в окрестности Новгорода) // ИВ. 1906. Т. 104. № 6. С. 909-926; Денисов. С. 586-587; Грабарь И. Э. О рус. архитектуре. М., 1969. С. 120; Турова Е. А. К вопросу о деревянных конструкциях в каменных постройках Новгорода XV-XVI в. // Памятники истории, культуры и природы Европ. России. Н. Новг., 1994. С. 117-118; она же. Никольская трапезная Отенского мон-ря: (К истории погибшего памятника) // Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. «Погибшие святыни». СПб., 1996. Ч. 2. С. 91-97; она же. Отенский мон-рь // Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 290-294; Петров Д. А. Архиеп. Иона Отенский как ктитор новгородского церк. строительства // RM. 1995. Bd. 8. N 1. S. 114-137; он же. Строительство в Савво-Вишерском мон-ре и архиеп. Иона // Новгородские древности. М., 2000. Вып. 5. С. 113-120. (Архив архитектуры; 11); Жервэ Н. Н. Отенский мон-рь // Где Св. София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 284-290; она же. Утраченные святыни Новгородской земли: Ионо-Отенский мон-рь // Петербургские чт.-97: Петербург и Россия: Мат-лы энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1997. С. 74-81; она же. Новгородский Ионо-Отенский монастырь: Страницы истории // Уваровские чт.-3: Рус. правосл. мон-рь как явление культуры. Муром, 2001. С. 205-210; Секретарь Л. А. Начальный период в истории новгородского Отенского мон-ря: (Строительная деятельность архим. Харитона и архиеп. Ионы) // Новгород и Новгородская земля. Новг., 1998. Вып. 12. С. 324-333; Антипов И. В. Архитектурно-археол. разведки в Новгородском р-не // Археол. открытия, 1998. М., 2000. С. 12-13; он же. К архит. истории Ионо-Отенского мон-ря // Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 349-359; он же. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009; Антипов И. В., Булкин Вал. А. Архитектурно-археол. исслед. экспедиции кафедры истории искусства СПбГУ в Новгородской обл. в 1999 г. // Новгород и Новгородская земля. 2000. Вып. 14. С. 68; они же. Архитектурно-археол. работы в Новгородской обл. // Археол. открытия, 1999. М., 2001. С. 3; они же. Новые мат-лы к истории новгородской архитектуры XV в. // Архитектурно-археол. семинар: Мат-лы заседания памяти Ю. П. Спегальского (1909-1969). СПб., 2001. С. 49; Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новг., 2000; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г. // НИС. 2008. 11(21). С. 379; он же. Мат-лы к перечню описей имущества мон-рей Новгородской земли XVI-XX вв. // НовгАВ. 2013. Вып. 11. С. 239.
И. В. Антипов, М. В. П.